РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ОТКРЫВАЯ ГОРИЗОНТЫ» 2020-2021

 

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ-ЭТО НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

«АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ ЗАБАЙКАЛЬЕ»- О ПРОЕКТЕ «ОТКРЫВАЯ ГОРИЗОНТЫ»

Межрегиональная практическая конференция

В межрегиональной практической конференции «Технология реабилитации детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития «Особый ребёнок»», проходившей 24 сентября 2021 года на базе информационно-образовательной площадки Дальневосточного Федерального округа, приняли участие 6 субъектов Российской Федерации и более 150 специалистов. В числе слушателей были сотрудники учреждений социальной сферы, образования, представители общественных организации и родители детей с нарушениями развития.

Конференция была проведена по инициативе ГСУ СО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края по итогам реализации инновационного социального проекта «Открывая горизонты», направленного на создание благоприятных условий для развития потенциала ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Проект «Открывая горизонты» получил грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Спикеры конференции представили механизм сопровождения специалистов, реализующих комплекс мер, проекты Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты дома-интерната презентовали опыт организации развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации, а так же представили  уникальный опыт лечебно-верховой езды с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями и волонтерский проект «Мой друг».

 

  О реализации волонтерского проекта  «Мой друг»

               Удержать ложку, застегнуть пуговицу, выразить своё согласие или несогласие – эти элементарные действия, мы делаем автоматически, не задумываясь. А вот овладение этими действия для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития является большим достижением.

В ГСУ СО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края в рамках гранта «Открывая горизонты» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, внедряются новые методы и технологии, позволяющие максимально развить потенциал ребенка с ТМНР.

Одним из основных мероприятий является реализация волонтерского проекта «Мой друг» совместно с общественной организацией поддержки детей-инвалидов «Синяя птица». Проект «Мой друг» призван обеспечить ребенку с ТМНР индивидуальное внимание и предоставить больше возможностей для активности, чем обычно есть у воспитанника в условиях отделения Милосердия, посредством появления у ребенка личного друга (наставника, помощника).

«Быть волонтером мне хотелось всегда, и я очень рада, что нашла свою организацию, в которой оказываешь помощь детям, в ответ море положительных эмоций, чувствуешь свою пользу! Для меня волонтерство в радость! Я рада знакомству с каждым ребенком и каждой семьёй! Восхищаюсь мамами особых деток и счастлива быть с ними рядом!» — поделилась председатель местной организации поддержки детей-инвалидов «Синяя птица» Пляскина Л.А.

«Я понятия не имела, как мы будем общаться, как будет проходить наша встреча. Преодолеть чувство страха и неуверенности помогли просветительские занятия об особенностях детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, педагог-психолог как-то легко и доступно рассказала о них, о том, как такие дети нуждаются в теплых отношениях и общении. Её присутствие и эмоциональная поддержка на нашей первой встречи с Олей дали мне уверенность, что я смогу стать другом этой удивительной особенной девочки»  — прокомментировала своё участие в проекте волонтер Ксения Бушина.

Волонтер с ребенком играет, гуляет, сопровождает его на культурно-досуговые и реабилитационные мероприятия. В сформированных тандемах «волонтер – ребенок с ТМНР», установилась эмоциональная связь, в большинстве случаев, отмечается выраженный положительный отклик («комплекс оживления» при встрече), увеличилось количество ответного и инициативного поведения при взаимодействии с волонтером.

«Для меня работа с детьми с ТМНР это опыт расстановки приоритетов, переоценки ценностей, когда приходит понимание того, что многие наши ежедневные трудности и проблемы на самом деле таковыми не являются. Кураторство волонтерского проекта «Мой друг» — это опыт общения с замечательными людьми, настолько щедрыми и позитивными, что не остается никаких сомнений в том, что хороших людей, даже в нашем непростом и не очень добром мире, все-таки намного больше!» — отметила педагог-психолог, руководитель проекта «Открывая горизонты» Изосимова Л.Я.

Реализация волонтерского проекта «Мой друг» — это первый уникальный опыт взаимодействия волонтеров с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Мы еще многому учимся: учреждение учиться открывать свои двери обществу; специалисты учатся взаимодействовать с волонтерами и направлять их; волонтеры учатся принимать наших детей и дарить им частичку своей души. А главное, мы стараемся наполнить каждый день воспитанника отделения Милосердия новыми возможностями и расширить их горизонты ежедневного бытия» — заключила директор учреждения Петрякова И.С.

 

  Мероприятия в рамках реализации проекта

В рамках  реализации инновационного проекта «Открывая горизонты», в отделении милосердия ежедневно проводятся реабилитационные мероприятия по организации развивающего ухода. Значимую роль в проведении занятий играют младшие медицинские сестры отделения. Нельзя не отметить, что у персонала с детьми установлен тесный эмоциональный контакт, они достаточно хорошо знают особенности и потребности каждого ребенка, и с учетом этого используют индивидуальный подход  и методы актуальные для данной категории воспитанников. В процессе взаимодействия с  детьми используется специализированное реабилитационное оборудование и методы сенсорной стимуляции. Таким образом организованное воздействие на различные сферы организма детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития оказывает положительное влияние на двигательное развитие и улучшает общее эмоциональное состояние.

 

  

 

 

 

 

 

 

                                 Про обучение     

                15 декабря 2020 года экспертно-методический центр «Особое детство» г. Москва организовал для специалистов нашего учреждения вебинар по развивающему уходу за детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Напомним, что учреждение реализует инновационный социальный проект «Открывая горизонты», который получил грант фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках проекта в учреждении внедряется технология развивающего ухода за детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Спикер вебинара Ольга Сергеевна Бояршина, имеет большой практический опыт работы с детьми с ТМНР, она является одним из авторов информационно — методического пособия «Развивающий уход за детьми с  ТМНР». Ольга Сергеевна представила основные принципы и направления данной технологии, весь доклад был проиллюстрирован  яркими примерами из собственной практики. Также Ольга Сергеевна провела супервизию проблемных случаев реабилитации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

                                                                                   

                                                                                              «Открывая горизонты»

Множественные врожденные пороки развития у ребенка часто являются причиной отказа родителей от их воспитания в семье. По статистике, до 15 % рожденных детей с выраженными нарушениями развития, оказываются в государственных учреждениях здравоохранения или социального обслуживания [1].

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР) существенно отличаются от других категорий лиц с особенностями психофизического развития тем, что находятся в значительной изоляции от внешнего мира, связанной с уменьшением доступных каналов компенсации их нарушений, и нуждаются в постоянной поддержке во всех областях жизнедеятельности, а также индивидуальном сопровождении на протяжении всей жизни.

Актуальным направлением практической деятельности специалистов учреждения (педагогов, дефектологов, специальных психологов, логопедов, неврологов) является создание модели комплексной реабилитации детей с ТМНР: создание условий для максимального развития потенциала ребенка-инвалида, поиск оптимальных путей их обучения и воспитания.

Эффективным инструментом комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с ТМНР в учреждении является реализация социального инновационного проекта «Открывая горизонты», который получил грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проект определяет свою «философию», ребёнок отделения Милосердия, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития рассматривается как личность, способная активно функционировать в социуме при условии, организации системной комплексной адресной абилитации, с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.

Реализация мероприятий проекта позволяет по новому взглянуть на потребности детей с ТМНР, предоставляя им необходимый опыт – опыт развития индивидуальных отношений, проживания активного насыщенного дня с организацией коррекционно-развивающего воздействия с учетом индивидуальных потребностей ребенка.

Основной целью проекта является создание благоприятных условия для развития потенциала у детей с ТМНР. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

  • организация внутриведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, обеспечивающего деятельность, направленную на максимальное развитие потенциала ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
  • развитие системы реабилитации детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития в государственном стационарном учреждении социального обслуживания «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края;
  • создание кабинета альтернативной и дополнительной коммуникации, позволяющего организовать учебно-воспитательный и коррекционный процесс для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития с использованием инновационного оборудования;
  • развитие социального партнерства, привлечение волонтеров к работе с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
  • повышение профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих работу с воспитанниками детского дома-интерната для умственно отсталых детей;
  • обобщение и распространение эффективных практик по реализации технологии развивающего ухода за детьми-инвалидами с тяжелыми и множественными нарушениями.

Основной целевой группой проекта являются воспитанники отделения Милосердия детского дома-интерната для умственно отсталых детей – 40 детей с ТМНР в возрасте от 4 до 18 лет. Целевая группа характеризуется значительной неоднородностью по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Интеллектуальное снижение в диапазоне от легкой до глубокой умственной отсталости,  выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в вертикальном положении и выполнять произвольные движения. По сформированности моторных навыков условно выделены две группы: дети способные к передвижению самостоятельно, с помощью персонала или технических средств реабилитации– 41%, и воспитанники, ограниченные в передвижении (находящиеся на постельном режиме содержания) – 59 %.

У доминирующего большинства детей имеются сопутствующие заболевания неврологического характера – параличи и парезы различной степени выраженности, эпилептоидный синдром, сенсорные нарушения (слепота, глухота) и другие.

Основным инновационным методом, внедряемым в реабилитационный процесс в рамках проекта «Открывая горизонты», является организация развивающего ухода за детьми с ТМНР. Метод развивающего ухода предполагает обеспечение каждого ребенка с ТМНР, не полностью справляющегося с самостоятельным уходом, системой поддержки самого высокого качества жизни с максимально возможным уровнем независимости, автономии, участия в деятельности, самореализации и человеческого достоинства.

Таким образом, перед лицом, осуществляющим уход, помимо задачи осуществления непосредственного ухода, стоит задача установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей подопечного, а именно развитие собственной активности ребенка, развитие коммуникативных способностей, навыков самообслуживания.

Для подготовки персонала к внедрению инновационной технологии, формирование нового социального мышления и системы соответствующих теоретических знаний и практических умений: об особенностях детей с ТМНР, принципах развивающего ухода,  основ двигательного развития, позиционирования и безопасного перемещения ребенка с ТМНР, об организации развивающей среды и методах коммуникации, в проекте предусмотрено повышение профессиональных компетенций специалистов, непосредственно работающих с детьми с ТМНР, включая педагогов, воспитателей, педагог-психологов, младший медицинский персонал.

Повышение профессиональных компетенций специалистов учреждения по вопросам реабилитации детей-инвалидов с ТМНР (в рамках реализации проекта) осуществляется по трем направлениям. Первое направление, это разработанная в учреждении, программа повышения профессиональных компетенций специалистов «Забота с уважением», которая предполагает систематическое проведение семинаров для сотрудников дома-интерната,  непосредственно оказывающих реабилитационные услуги детям с ТМНР, и родителей детей с ТМНР, проходящих курс реабилитации по технологии «Передышка».

Программа представлена теоретической частью (18 часов), которая содержит    сведения по теме, основанные на научных данных, исследовательских материалах, позитивной практике, и практической частью (18 часов), которая помогает слушателям осмыслить материал через упражнения, тренинги, практику наблюдений видео, фотоматериалов.

Основные темы программы: кормление как опыт социального взаимодействия с ребенком (условия для проведения кормления, методы кормления, поведение ребенка); алгоритмы режимных процессов  (кормление, купание, сон); профессиональное наблюдение за взаимодействием ребенка и взрослого в ситуации режимных процедур; концепция Эмми Пиклер «Уважительное отношение к личности ребенка в повседневной практике ухода».

Программу реализуют специалисты учреждения – заместитель директора по социальной реабилитации, методист, педагог-психолог. Обучение пройдут не менее 50 специалистов учреждения и 10 родителей, детей с ТМНР.

Второе направление повышение профессиональных компетенций специалистов, это прохождение дистанционного курса (10 специалистов) по теме «Инновационные технологии реабилитации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» на базе государственного учреждения социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие» Забайкальского края» в объеме 72 часа. Специалисты учреждения познакомились с особенностями детей с ТМНР, методами комплексной диагностики таких детей, а также с психолого-педагогическими методами реабилитации детей с ТМНР: альтернативной и дополнительной коммуникации, нейросенсорной интеграции и базальной стимуляции. В ходе курсов повышения квалификации специалисты отработали навык составления индивидуального реабилитационного маршрута и планирования коррекционного занятия с ребенком отделения Милосердия. Курсы повышения квалификации позволили специалистам актуализировать знания и усовершенствовать практические навыки в области психолого-педагогической помощи детям с ТМНР

Третье направление- курс повышения профессиональных компетенций на базе Санкт-Петербургского государственного университета по направлению «Психическое здоровье и развитие ребенка. Создание семейного окружения в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (72 часа). Полученные знания будут применены при реализации индивидуально ориентированных программ развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития и программы повышения профессиональных компетенций специалистов учреждения «Забота с уважением».

Повышение квалификации специалистов является «фундаментом» в реализации инновационного социального проекта. Высокий профессионализм специалиста залог успешной реализации мероприятий проекта.

Также основным мероприятием начального этапа реализации проекта «Открывая горизонты» является комплексная диагностика детей с ТМНР. Учитывая неоднородность состава целевой группы воспитанников (по нозологическому составу, по уровню актуального развития и реабилитационному потенциалу) возникает необходимость дифференциальной диагностики и разработки индивидуального реабилитационного маршрута в рамках реализации проекта.

Дифференциальная диагностика является необходимым компонентом реабилитационного процесса: «Специалист должен знать с чем именно в развитии ребенка он должен бороться, какие для этого привлекаются средства, какой ожидается от них эффект. Только зная все это, он сумеет оценить результат своего воздействия». [Л.С. Выготский «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»].

Психолого-педагогическая диагностика детей с ТМНР требует от специалиста особого подхода так как обследуемые, в большинстве     случаев, не владеют средствами коммуникации и не выполняют инструкций экспериментатора. Обследование базируется на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, а также учитываются сведения, сообщаемые обслуживающим персоналом. «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от признаков, от данных, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, которые непосредственно не даны ему, но которые в действительности лежат в основе всех тех признаков, которые он наблюдает» [Л.С. Выготский «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»]

Результатом обследования является определение приоритетных направлений реабилитации конкретного ребенка, сформулированных в виде ожидаемого результата в индивидуально ориентированной реабилитационной программе на ребенка с ТМНР. Результат представляется как в количественных показателях – шкалы уровня развития, так и в качественном описании развития ребенка – педагогическая характеристика. Для организации эффективного хранения, накопления и оперативного извлечения адресной  информации, в рамках реализации Проекта, создана база данных в программе Microsoft Access, которая занимает одно из ведущих мест среди систем для проектирования, создания и обработки баз данных.

В базу данных внесены «индивидуальные карточки» на всех воспитанников целевой группы. Структура «Индивидуальной карточки» представлена следующим содержанием: фамилия, имя, отчество; дата рождения; диагноз; антропометрические данные в динамике; педагогическое характеристика; психологический статус; диагностическая шкала; индивидуальный реабилитационный маршрут; фото-видео материал; индивидуальный мониторинг эффективности реабилитационных воздействий.

База данных позволяет не только организовать эффективное хранение информации, но и осуществлять мониторинг эффективности реализации мероприятий проекта, используя количественные и качественные показатели.

Специалистам учреждения еще предстоит реализация основных мероприятий проекта:

создание кабинета альтернативной и дополнительной коммуникации, в котором будут реализовываться программы по формированию навыков жестовой и тотальной, предметной и картинно-символьной коммуникации, а также программа по формированию навыков коммуникации у детей с ТМНР с использованием специальных устройств – коммуникаторов, компьютерного и другого оборудования, в том числе в комбинации с визуально-графическими средствами;

внедрение методов педагогической коррекции с использованием мультимедийной образовательной системы;

реализация партнерского проекта с волонтерами «Мой друг», который направлен на преодоление социальной исключенности детей целевой группы, повышение уровня их социализации и интеграции в общество. Проект разрабатывается совместно с местной общественной организацией поддержки детей-инвалидов «Синяя птица», представляет собой появление у ребенка с ТМНР личного друга (наставника, помощника). Время и содержание индивидуальных посещений не является жестко регламентированным процессом, волонтер с ребенком может играть, гулять, сопровождать на культурно-досуговые мероприятия;

апробация инновационной технологии реабилитации детей с ТМНР «Особый ребенок», основанной на принципах развивающего ухода. Технология представлена четырьмя основными модулями: коммуникативная компетентность, двигательная активность, бытовая независимость, социальная включенность;

внедрение лечебно-оздоровительной программы верховой езды для детей с ТМНР «Шаг». Программа направлена на активизацию двигательной сферы, восстановление нарушенных функций и снижение психоэмоционального напряжения. Основные методы программы – пассивная езда, постепенная вертикализация наездника.

Реализация проекта  «Открывая горизонты» позволит учреждению выйти на качественно новый уровень реабилитации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, расширить их «горизонты» и открыть новые возможности.

Впереди еще много задач, но  высокий уровень мотивации на достижение поставленной цели каждого специалиста, сформированная потребность в самообразовании и повышении профессиональной компетенции, желание изучать эффективные технологии помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития и внедрять их в свою профессиональную деятельность дают уверенность в успешной реализации всех мероприятий проекта.

 

Литература:

  1. Елисеева Е.Н., Истомина О.В., Рудакова Е.А. Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР). [Электронный ресурс] —  http://frc-tmnr.pskov.ru/
  2. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития / В.И. Лубовский; Науч. – исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989.
  4. Миронов, О.О. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс] — http://www.ombudsman.gov.ru.
  5. Ростомашвили, Л.Н. Комплексная диагностика развития детей со сложными нарушениями развития: учебное пособие / Л.Н. Ростомашвили, А.О. Иванов; под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 158 с.
  6. Царёв, А.М. Система педагогической помощи лицам с тяжёлым и множественными нарушениями развития: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / А.М. Царёв. – Санкт-Петербург, 2005
  7. Организационно-методическое сопровождение обеспечения образовательного процесса детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Методические рекомендации / сост.: Т. В. Насибулина, И. Д. Новикова; Мин-во образования, науки и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. [Электронный ресурс] — https://kriro.ru/
  8. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под редакцией А.Л. Битовой, О.С. Бояршиновой. – М.: 2017 г.

 

Изосимова Людмила Яковлевна, педагог-психолог ГСУ СО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края

 

                                               Инновационный социальный проект «Открывая горизонты»

                Множественные врожденные пороки развития у ребенка часто являются причиной отказа родителей от их воспитания в семье. Очень часто такие дети сразу после рождения оказываются в государственных учреждениях здравоохранения или социального обслуживания. В настоящее время в ГСУ СО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития составляют примерно 25-30% от всего контингента воспитанников. Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития является самым уязвимым: так как это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.

До 2012 года отделение Милосердие ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», в котором постоянно проживают дети от 4 до 18 лет с тяжелыми и множественными нарушениями развития, было полностью представлено так называемой формой паллиативного ухода. Ребенку с ТМНР оказывалась качественная медицинская помощь, однако недостаточно внимания уделялось развитию и психолого-педагогическому сопровождению. В таких условиях состояние ребенка с комплексным нарушением еще более отягощалось сенсорной и психической депривацией, а также расстройством привязанности.

Открытие в 2016 году экспериментальной площадки, под методическим руководством специалистов Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, позволило сменить вектор реабилитационного воздействия с чисто медицинской модели реабилитации на комплексную – медико-психолого-педагогическую.

В результате реализации экспериментального проекта в учреждении произошли существенные изменения в области поддержки и развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: расширился спектр предоставляемых услуг в отделении Милосердия посредством привлечения узких специалистов, а также 100% включение детей с ТМНР в образовательную деятельность. Как результат -значительное улучшение показателей психомоторного развития, соматического и эмоционального состояния воспитанников.

Однако в рамках экспериментальной деятельности численность целевой группы не превышала 30 % от количества детей отделения Милосердия. Используемые методы и технологии не позволили преодолеть коммуникативный барьер, а также социальную исключенность воспитанников с ТМНР, даже в стационарных условиях.

В 2019 году учреждение представило проект «Открывая горизонты» на конкурс инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации в тематическом направлении «Организация развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной  и дополнительной коммуникации».

Представленный Проект определяет «свою» философию: ребенок рассматривается как личность, способная активно функционировать в социуме при условии организации системной комплексной адресной абилитации, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.  Проект позволяет по-новому взглянуть на потребности детей с ТМНР, предоставить им необходимый опыт – опыт развития индивидуальных отношений, проживания активного насыщенного дня с организацией коррекционно-развивающего воздействия с учетом индивидуальных потребностей ребенка.

Решением правления Фонда (протокол заседания правления Фонда от 25 сентября 2019 г. № 4) проект «Открывая горизонты» отобран для финансовой поддержки Фондом в размере 1491000 рублей. Период реализации проекта: с 1 апреля 2020 г. по 30 сентября 2021 г.

Реализация проекта «Открывая горизонты» позволит повысить качество предоставляемых реабилитационных услуг в отделении Милосердия, посредством внедрения инновационных технологий, и повысить качество жизни детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.