Инновационные технологии в реабилитации детей-инвалидов

Методическое объединение специалистов социальной сферы

            30 апреля 2019 года на базе ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом–интернат для умственно-отсталых детей» Забайкальского края состоялось очередное методическое объединение западного куста социальных учреждений. Тема – «Влияние профессионального роста специалистов социальной сферы на качество оказываемых услуг  клиентам»

  Участниками мероприятия стали: специалисты ГСУСО «Петровск-Забайкальский Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Единство», ГУСО «Бадинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Искра», ГАУСО «Петровск-Забайкальский комплексный центр социального обслуживания населения «Ветеран», ГУСО «Красночикойский комплексный центр социального обслуживания населения «Черёмушки» Забайкальского края.

«Нюхательные баночки»

Любая информация поступает к человеку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации.  В реальном мире разные предметы обладают разными свойствами. Запахи влияют на физическое состояние и душу каждого человека. Они могут оказывать возбуждающее действие, а могут и успокаивать. По запаху человек может определить, какое время суток,  или какое время года настало. Всем известно, что запахи из детства запоминаются нами на всю оставшуюся жизнь. Но, это для ребенка, который развивается в семье.

     Мы  же, работая с детьми с особенностями в развитии, пришли к выводу, что  одной из основных проблем сенсорного воспитания детей с тяжелыми  множественными нарушениями в развитии является проблема развития обоняния, осязания, познания чувства вкуса. Обоняние играет роль настройщика в вегетативной нервной системе, оказывая влияние на пороги различных органов чувств. Вот почему так важно научить наших детей разбираться в обонятельных ощущениях. Наши воспитанники имеют обеднённый запас обонятельных представлений, слабо дифференцируют запахи, не осознают возможностей анализаторных функций органа обоняния.              Для формирования данного навыка я использую методику Марии Монтессори –  игра «Нюхательные баночки», которая  направлена на развитие обоняния. Игра предназначена для детей от 3 лет. В оригинале предлагается использовать 4 стеклянные баночки с белой и 4 баночки с черной крышкой. Каждые две баночки заполняются одинаковым содержимым. Далее баночки разделяются на 2 группы и размещаются в разных помещениях. Вначале   ребенку предлагается понюхать баночку,  потом найти этот запах — при этом  развивается  обонятельная память. Для игры  используются запахи: ванилина, мяты, цукатов лимона, апельсина, какао, чая, лаврового листа, корицы, чеснока. Когда дети осваивают данные запахи можно применять в работе эфирные масла.

       В своей работе, направленной на развитие обоняния у детей с тяжелыми множественными нарушениями команда специалистов определила две основные задачи: развитие осведомленности о различных запахах и умение различать простые запахи.

      Обучение детей различению запахов я  провожу поэтапно: сначала знакомлю с характерными запахами окружающих их предметов, обозначение словом, затем сравнение разных запахов, и закрепление их различения в процессе игр, упражнений. Знакомство с запахами провожу во время режимных моментов, узнавать знакомый запах, выделять его среди других запахов. Знакомя ребенка с тем или иным запахом, сначала определяю, какой это запах – приятный для них или неприятный, знакомый  или неизвестный.

    Обоняние, несмотря на незначительный процент воспринимаемой информации, извне, дает широкие, эмоционально насыщенные возможности для совершенствования и коррекции психофизического развития детей с ТМНР и позволяет использование для усиления мотивации во время познавательной деятельности.  Необходимо  отметить, что развитие данного навыка процесс длительный и кропотливый, так как дети не имеют опыта в связи с особенностями развития, но проводимая работа показывает, что данная методика даёт результат. Я учу каждого  ребенка, как надо правильно, осторожно нюхать, запоминать запах. Для ознакомления беру вначале 1-2 запаха (запах зубной пасты и ванилина). Закрепление навыка принюхиваться к запахам происходит во время гигиенических процедур и приема пищи. Двое  воспитанников из группы научились различать эти запахи.  Для дальнейшего развития данного навыка необходимо набраться терпения и что немало важно, проводить  занятия в системе.

Инновационная технология в реабилитации- группа кратковременного дневного пребывания для детей-инвалидов

 Особой социальной группой, которая требует постоянной и разнообразной заботы и поддержки со стороны государства, являются дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. По данным органов социальной защиты населения Забайкальского края дети-инвалиды составляют более 2,3 %  от общего числа детского населения края. За последние годы отмечена тенденция к увеличению числа детей-инвалидов. Причём наиболее многочисленную группу составляют дети с ограниченными способностями: двигаться (35,6%),адекватно вести себя (33,8 %), общаться с окружающими (19,4%), владеть телом (3,1 %).Отмечено ,что самый высокий процент инвалидности  наблюдается среди мальчиков от 10 до 14 лет.

Семья, имеющая ребёнка-инвалида, находится в сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость психологической, педагогической поддержки семьи.

    Внедрение инновационной технологии «Содействие социальной адаптации детей с отклонениями в развитии в условиях группы дневного пребывания при ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края» направлено на решение этой проблемы.

   В рамках данного мероприятия при ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забай­кальского края открыта группа кратковременного дневного пребывания для детей с отклонениями в развитии, с целью оказания систематической психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии, их воспитания, обу­чения и консультативно-методической поддержки родителей.

   Специалисты детского дома-интерната для умственно отсталых детей (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель группы кратковременного пребывания) создают благоприятные условия для формирования личности и всестороннего развития ребенка в соответствии с его возрастными и инди­видуальными особенностями.

Работа с детьми-инвалидами в группе кратковременного пребывания в большинстве случаев носит комплексный, комбинированный характер, что позволяет перераспределить и уплотнить коррекционно-развивающие, обра­зовательные и воспитательные задачи. Педагоги работают с детьми ин­дивидуально, малыми подгруппами (2-3 ребенка одной возрастной группы со сходной структурой отклонения в развитии) и группами. Право выбора фор­мы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенно­стей детей, целей, которые ставит специалист, а также стадии обучения.       Каждые 20-30 минут происходит смена видов деятельности, а между занятиями проводятся минуты отдыха и психологической разгрузки: физ­культурные паузы, разные виды специальной гимнастики, релаксационные упражнения и специальные виды деятельности, направленные на снятие пси­хического и физического напряжения.

При поступлении в группу кратковременного пребывания прово­дится комплексная диагностика детей, по результатам которой составляются перспективные планы коррекционно-образовательной работы на каждого ребенка.

Ежедневно каждый ребенок посещает от двух до трех занятий в зависи­мости от возраста, работоспособности и тяжести нарушений.

Одним из важнейших компонентов эффективной работы группы крат­ковременного пребывания является тесное взаимодействие всех специ­а-листов группы, которые совместно проводят диагностические об­следования, отбирают содержание коррекционно-образовательной работы, согласовывают планы работы.

По истечении года нахождения ребенка-инвалида в группе кратковре­менного пребывания проводится итоговая диагностика уровня разви­тия ребенка и определяется динамика его развития.

Неоспоримым преимуществом группы кратковременного пребывания является включение родителей в коррекционно-педагогический про­цесс. Обучение родителей доступным им методам оказания помощи детям в условиях семьи является частью технологического процесса группы кратковременного пребывания. В одних случаях родители  при­глашаются на занятия, чтобы снизить нервно-психическое напряжение ребен­ка, в других — специалист  взаимодействовует с ребенком через родите­лей.

Кроме прямого привлечения родителей к проведению занятий, применяются и другие методы их специального просвещения. Специалисты обсуждают с родителями результаты занятий, разъясняют причины за­труднений у детей при выполнении тех или иных заданий. Систематически  проводятся специально организованные консультации и практические занятия для родителей, на которых специалисты  рассказывают о зако­номерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, знакомят их с осо­бенностями познавательной деятельности у детей при отклоняющемся разви­тии, рекомендуют  игры и упражнения для лучшего усвоения того или иного материала.

Основными принципами организации работы группы кратковременно­го пребывания являются вариативность форм организации педагогического процесса и интегрированное сочетание различных видов деятельности, вы­бор приоритета того или иного специалиста в работе с каждым конкретным ребенком, создание условий, при которых ребенок может усваивать и актив­но применять знания и умения. А индивидуальная длительная работа с ре­бенком даёт возможность более точно дифференцировать нарушения и поз­воляет рекомендовать родителям наиболее адекватный состоянию ребенка образовательный маршрут.

На сегодняшний день,по результатам промежуточной и итоговой диагностик, за период функционирования группы дневного пребывания выявлено, что  у всех детей снизилась тревожность на  35-40%, снизилась агрессивность на 15%,стабилизировалась эмоциональная сфера в целом на  25%, повысилась самооценка на 15-20%. У родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания и развития детей с ограниченными возможностями  в среднем на 45-50%.  Оказана психологическая  помощь  по снятию стресса, коррекции эмоционально-волевой сферы — 95% родителей. Все родители  прошли обучение приемам саморегуляции психического состояния, проведены тренинги-релаксации, занятия с использованием инструментов техники медитации.

Педагогическая реабилитация детей проходит по направлениям:

  • формирование и развитие навыков общения через игровую деятельность и организацию досуговых мероприятий;
  • коррекционно-развивающие занятия с использованием методов и приёмов арттерапии (игровой терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, водотерапии, пескотерапии,  куклотерапии  и т.д.),  логоритмики, телесно-ориентированной терапии;
  • обучение умениям и навыкам самообслуживания, поведения в общественных местах.

Непрерывный подход в педагогической реабилитации обеспечивается за счёт присутствия на занятиях  родителей ребёнка, которые обучаются вместе с ним способам взаимодействия, нетрадиционным способам изобразительного искусства, умению овладения навыками игры, получают наглядные рекомендации по формированию и закреплению упражнений по развитию крупной и мелкой моторики, по работе над зрительным и слуховым восприятием, по работе над вниманием,   над зрительно-моторным соотнесением, учатся правильной работе по освоению и закреплению сенсорных эталонов, осваивают вместе с ребёнком начальные этапы графического навыка.

  Логопедическая помощь осуществляется по направлениям :

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и мимики;
  • коррекция звукопроизношения и просодики;
  • коррекция звуко-слоговой структуры слова;
  • развитие речевого внимания и фонематического слуха;
  • развитие связной речи.

На сегодняшний день, анализируя результаты итогового мониторинга всех детей, необходимо отметить, что общая и  мелкая моторика стала более развитой на 30%, речевое внимание и фонематический слух улучшились на 35%-40%, 20-25% детей стали использовать в речи простую фразу, а 10% детей   стали пользоваться развёрнутой фразой.

   Таким образом, группа кратковременного дневного пребывания — эффективная среда для  комплексной реабилитации детей-инвалидов, в которой семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем социально-педагогической, социально-психологической реабилитации своего ребёнка.