Комплекс мер по активной поддержке родителей детей-инвалидов для сохранения семейной среды развития и воспитания детей на 2019-2020 годы

 

«Передышка» — помощь родителям особых детей

Появление ребенка-инвалида всегда испытание для семьи, а воспитание ребенка с инвалидностью – это огромный труд. Такие дети требуют особого ухода и внимания, 24 часа в сутки родитель привязан к дому, к ребенку. Очень часто это приводит к накоплению усталости, депрессиям. Почти вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная ложится на родителей, которые не в состоянии в полной мере способствовать социализации ребенка. Для многих из них заняться своим здоровьем, да и просто уделить себе время, практически недоступная роскошь…

Стремительное развитие новых технологий, их эффективное внедрение в самые разнообразные стороны жизни человека в настоящее время стало неотъемлемой частью развития современного общества. Поиск новых эффективных форм оказания социальной помощи населению – одна из современных тенденций социального обслуживания граждан. Среди них следует выделить широкую ориентацию на использование стационарозамещающих технологий. В полной мере внедрение таких технологий необходимо  в системе оказания помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В Петровск-Забайкальском районе  проживает свыше 300 семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, из них около 40% – дети с тяжелыми формами инвалидности. Такие дети не могут себя обслуживать, говорить, ходить, зачастую у них сложности в коммуникации, они не ориентируются, не контролируют свое поведение. Тем не менее, дети нуждаются в общении, обслуживании, развивающем уходе. Родители вынуждены круглосуточно находиться с ними, что приводит к вынужденной социальной изолированности, создается психологическая напряженность в семье.

Чтобы помочь родителям восстановить физические и эмоциональные силы,  решить срочные проблемы, совершить поездку, командировку или просто немного отдохнуть и уделить внимание собственному здоровью в доме-интернате была открыта  группа «Передышка» для временного пребывания  детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Данная Группа дает возможность оставить ребенка на период от нескольких часов до нескольких дней и предусматривает совместную реабилитационную деятельность воспитателя, психолога, среднего и младшего медицинского персонала. Таким образом организованная «передышка» для родителей, позволяет  уменьшить психологическую напряженность в семье и  снизить риск отказа от ребенка. А так же благотворно сказывается не только на состоянии родителей, но и помогает самим детям с инвалидностью, так как для них открываются возможности общения с новыми людьми и получения опыта социализации.

На сегодняшний день услугами «Передышки» воспользовались 3 семьи. Положительные отзывы родителей о работе Группы, говорят о ее востребованности и необходимости.

«Я спокойно оставила ребенка в Группе, – поделилась одна из родительниц, –  увидела созданные  условия для детей, приветливый персонал, который радушно  встретил нас – все это  сразу успокоило меня и вселило уверенность, что моему ребенку будет здесь комфортно. Сомнения и переживания были, так как ни разу мы не разлучались с моей Аленой на столь длительный период. Пока дочка находилась в «Передышке» я смогла сходить на концерт, не переживая о том, с кем оставить своего ребенка. У меня появилась возможность немного отдохнуть, посвятить время себе, уделить больше внимания старшему сыну и мужу».

Подобные отзывы родителей вдохновляют нас на развитие инновационных услуг в нашем учреждении и вселяют уверенность, что мы движемся в правильном направлении. Надеемся, что востребованность Группы будет только набирать обороты, и родители безбоязненно будут доверять нам своих детей.

По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю  на 01 июля 2018 года в Забайкальском крае проживают 83862 инвалидов, в том числе 5013 детей-инвалидов, из них 1076 – дети-инвалиды  в возрасте от 0 до 7 лет, 3 937 – от 7 до 18 лет. Следует отметить, что дети-инвалиды составляют более 2,3 % от общего числа детского населения края. За последние годы отмечена тенденция к увеличению числа детей-инвалидов.

Наиболее эффективной средой реабилитации детей-инвалидов является семья. По информации органов социальной защиты населения в Забайкальском крае 2 968 детей-инвалидов и детей с ОВЗ проживают в семьях.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями в большинстве случаев ограничивается консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускается из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития.

Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармоничного развития личности ребенка и его успешной  социализации. Только в семье закладывается, так называемая «модель взаимодействия с миром».

Для успешной адаптации семей с детьми-инвалидами им необходима поддержка общества и государства.

В данном контексте важнейшим направлением деятельности государственных органов исполнительной власти Забайкальского края является оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в решение возникающих проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно-досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.

Поэтому существует актуальная необходимость создания и совершенствования комплексной системы помощи родителям, имеющим детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Комплекс мер по активной поддержке родителей детей-инвалидов  для сохранения семейной среды развития и воспитания детей, который реализуется в Забайкальском крае с 2019 года  позволяет реализовывать комплексное решение проблем родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, координировать деятельность заинтересованных ведомств и учреждений,  развивать взаимодействие с общественными организациями с целью активной поддержки родителей. Реализация этого  Комплекса мер стала возможной при поддержке «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Исполнителями мероприятий Комплекса мер являются: Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, ВРОДИ, Ассоциация государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края «Содружество», Региональная общественная организация «Ассоциация работников социальных служб» Забайкальского края.

                 В 2019 году в ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» Забайкальского края проходила апробацию технология «Дневной стационар» для организованного пребывания и содействия прохождению индивидуального маршрута социальной реабилитации детей-инвалидов на базе дневного полустационара. Апробация прошла успешно, технология «Дневной стационар» подтвердила свою эффективность и в 2020 году планируется официальное открытие полустационарной формы пребывания детей в учреждении. Результатом станет создание условий для комплексной помощи детям-инвалидам междисциплинарной командой специалистов, с целью повышения качества оказываемых реабилитационных услуг, увеличение количества детей, посещающих дневное отделение с 6 до 10 человек, увеличение максимального времени нахождения ребенка с 3 до 7 часов.

Также в 2020 году в  учреждении будет внедрена технология «Передышка» — создание реабилитационной среды для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и обеспечение «передышки» для их родителей.

В рамках данного мероприятия предполагается предоставление родителям «передышки» с целью снятия у них физической, психологической и эмоциональной нагрузки, выпавшей на членов семьи, которые воспитывают ребенка с инвалидностью.

Результатом внедрения технологии станет увеличение количества семей, имеющих возможность решать свои проблемы, оставив детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития с профессиональной командой специалистов от нескольких часов до полного реабилитационного курса- 21 день. Наполняемость данной группы до 4-х детей.

Одним из важнейших мероприятий в рамках Комплекса мер в 2019 году стала реализация технологии «ВМЕСТЕ!» -клуба родительской взаимопомощи, созданного на базе дневного отделения ГСУСО ДДИУОД.

В рамках реализации данного мероприятия совершенствована работа с родителями особых детей, что  привело к повышению их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, преодоление изоляции таких семей.

Результатом мероприятия является создание доброжелательной среды, увеличение количества семей, получающих необходимое общение , помощь и поддержку специалистов и друг друга. На сегодняшний момент в клубе «Вместе» состоят 26 родителей особых детей.

Выполнение мероприятий, направленных на достижение цели и решение задач Комплекса  мер Забайкальского края по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей, позволит получить следующий социально-экономический эффект:

  • улучшение качества жизни семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • повышение родительской компетентности родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • сохранение и укрепление семейно-родственных связей.

               Для обеспечения устойчивости результатов мероприятий, реализованных при поддержке Фонда, по окончании периода разработки и внедрения Комплекса мер предполагается продолжение работы по обеспечению активной поддержки родителей детей- инвалидов и детей с ОВЗ (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей за счет средств бюджета Забайкальского края.

Функционирование вновь созданных отделений и кабинетов с использованием приобретенного оборудования, дальнейшее развитие системы активной поддержки родителей детей- инвалидов и детей с ОВЗ (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей с 2021 года будет осуществляться за счет средств бюджета края.

 Итоги реализации Комплекса мер по активной поддержке родителей детей-инвалидов для сохранения семейной

среды развития и воспитания детей на 2019-2020 годы

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно- отсталых детей» Забайкальского края (далее Учреждение) являлось одним из исполнителей мероприятий «Комплекса мер по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей» на 2019-2020 годы (далее Комплекс мер)

Для реализации программных мероприятий в учреждении Приказом директора от 17 декабря 2018 года №  125-А/ОД «О создании рабочей группы по внедрению комплекса мер по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей на 2019-2020 годы» была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты дома-интерната: заместитель директора по социальной реабилитации, методист, логопед, педагог-психолог, специалист по социальной работе, воспитатели; разработаны и утверждены директором Положение о рабочей группе, где  определены функционал и ответственность членов Группы, организация деятельности, а также План работы.

Для внедрения и реализации Технологий, разработанных в рамках Комплекса мер, внесены следующие дополнения в Положение об отделении дневного пребывания:

— Приказом директора № 37-А/ОД от 10.01.2020 г. введено дополнительное направление работы отделения —  группа «Передышка»,

— увеличены сроки курса реабилитации с 21 дня до 1 года с учетом сложности диагноза детей группы дневного пребывания;

— расширен возрастной диапазон детей, посещающих группу дневного пребывания до 16 лет и группу «Передышка» до 18 лет;

— включено дополнительное направление — Служба психологического сопровождения «Домашний психолог».

Для методического обеспечения реализации мероприятий специалистами рабочей группы разработаны и утверждены  технологии «Дневной стационар»,  «Передышка»,  «Вместе» и ряд  коррекционно-развивающих программ.

В соответствии с направлением №1 Комплекса мер «Разработка и реализация программ оказания комплексной помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), в том числе с ранним детским аутизмом, расстройствами аутистического спектра» пунктом 1.4. «Внедрение технологии «Дневной стационар» для организованного пребывания и содействия прохождению индивидуального маршрута социальной реабилитации детей-инвалидов (до 7 часов) на базе дневного полустационара в Учреждение (на 10 мест)» разработана и внедрена технология «Дневной стационар». Данная Технология предусматривает оказание систематической психолого-педагогической помощи детям-инвалидам, проживающим на территории г. Петровска-Забайкальского и Петровск-Забайкальского района, а также консультативно-методическую поддержку родителей названных детей в условиях Учреждения в форме дневного стационарного обслуживания.

Алгоритм реализации технологии «Дневной стационар» представлен следующим образом:

— информационная кампания  с целью повышения информированности населения г. Петровск-Забайкальского и Петровск-Забайкальского района о предоставляемых социальных услугах – разработка и распространение информационных листовок, буклетов, визитных карточек в социально-значимых объектах города и района в количестве 750 штук, а также регулярное обновление объявлений (1 раз в месяц) в социальных сетях и СМИ;

— комплектование реабилитационной группы (формирование личного дела ребенка-инвалида, входящая комплексная психолого-педагогическая диагностика ребенка и его окружения, заключение договоров с законными представителями  о  предоставлении    социальных услуг) – за период 2019-2020 г. было укомплектовано 12 групп по 10 детей, 3 группы по 16 детей, общий охват детей составил 168 детей);

— психолого-медико-педагогический консилиум учреждения — организуется 2 раза в месяц для разработки индивидуального реабилитационного маршрута воспитанника и определения динамики   оценки    эффективности   реабилитационного   воздействия;

— система реабилитационных мероприятий предусматривает деятельность воспитателей, логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической  культуре, педагога дополнительного образования, среднего медицинского персонала, технического персонала – всего за период реализации Комплекса мер  оказано 7560 услуг;

— работа с родителями (законными представителями)– консультативная помощь, обучение, совместная с детьми досуговая деятельность, предоставление индивидуальных консультаций с рекомендациями по проведению реабилитационных мероприятий в домашних условиях – консультативно-разъяснительная работа проводилась со всеми родителями, в результате которой было предоставлено всего 4704 услуги;

— промежуточная и итоговая  оценка эффективности, а также  анализ результатов реабилитационного воздействия  организуется в формате родительских  собраний и предусматривает разработку рекомендаций для родителей по реабилитации детей в домашних условиях – проведено 28 родительских собраний, из них 12 в онлайн режиме с использованием платформы Zoom.

В рамках реализации  технологии «Дневной стационар» разработаны и внедрены в деятельность следующие  программы:

  • Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья группы дневного пребывания;
  • Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья группы дневного пребывания;
  • Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дневного стационара.

Данные программы были утверждены Приказом директора № 55-А/ОД   от 25.04.2019 г.  В ходе их реализации  было проведено 1296 занятий, которые позволили обеспечить максимально возможное развитие детей и  значительно повысить эффективность комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

Полученное инновационное реабилитационное оборудование позволило разнообразить  применяемые средства и методы коррекционно-развивающего воздействия. Основой для повышения качества реабилитационных услуг и  эффективного использования данного оборудования является обеспечение системы повышения квалификации специалистов:

—  в октябре  2019 года 2 специалиста учреждения (воспитатели) участвовали в стажировочной площадке (г. Красноярск) по направлению «Комплексная помощь детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра (РАС)  и с расстройством аутистического спектра (РАС)», в ходе которой, специалисты таких учреждений, как  КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социльного сопровождения», МУ «Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»  поделились практическим опытом, методиками и технологиями, используемыми в своей деятельности. Результатом обучения на стажировочной площадке стало внедрение в реабилитационный процесс современных диагностических и коррекционно-развивающих методик. Специалисты, прошедшие подготовку на базе профессиональной стажировочной площадки Фонда, за отчетный период провели  обучающий семинар,   с целью транслирования полученных знаний, для специалистов учреждения, осуществляющих работу с детьми с признаками РАС и РАС. В обучающем семинаре приняли участие 39 специалистов. Педагоги представили опыт работы с детьми с признаками РАС и РАС: диагностико-консультативное обследование детей с РАС, организация работы с различными группами детей с РАС (по классификации О.С. Никольской), организацию совместного летнего отдыха родителей и детей.

Проведенный обучающий семинар позволил расширить профессиональные знания педагогов учреждения по работе  с детьми данной категории и внедрить в реабилитационный процесс современные коррекционно-развивающие методики, используемые специалистами реабилитационного центра «Радуга» и  центра психолого-медико-социального сопровождения г. Красноярска;

— с  октября по ноябрь 2020 года  5 специалистов участвовали в двух  консультационных семинарах ООО «НПФ «Амалтея» (нейрокурс, комплекс «Тонус», «Комфорт Лого»);

— с 30 ноября по 11 декабря 2020 года 2 специалиста  учреждения повысили профессиональные компетенции на базе стажировочной  площадки Фонда в г. Тверь. В дистанционном формате в ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» состоялось обучение по направлению «Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет, имеющих ограничения жизнедеятельности». На Площадке были освещены темы «Работа с детьми с ранним детским аутизмом», «Методы коррекции и работа с родителями», «Психоэмоциональное здоровье и физическое развитие детей раннего возраста». Представлены опыт работы «Социальная помощь семьям с детьми в районах Псковской области посредством деятельности выездной межведомственной бригады специалистов», методические  пособия и программы по организации  деятельности службы ранней помощи и формированию безопасных детско-родительских отношений. Полученный методический материал был распространен среди педагогов учреждения посредством общей электронной почты для ознакомления  и применения в реабилитационной работе.

В настоящее время наполняемость группы дневного стационара увеличена до 16 человек. Дневная занятость увеличена до 7 –ми часов в день, что позволило родителям (законным представителям) детей-инвалидов организовать свою профессиональную занятость: 7  родителей смогли продолжить  свою профессиональную деятельность, 4 родителя организовали свою самозанятость.

В дневном стационаре предусмотрены организация питания, занятия со специалистами в сенсорной комнате, ИЗО-студии, в кабинете социально-бытовой ориентации, занятия с инструктором по физической культуре, с логопедом, дневной сон.

Дети 2 раза в неделю посещают  клуб верховой езды «Адель», находящийся на территории учреждения,  с целью реабилитационных  занятий, на основании лечебно-оздоровительной программы верховой езды «Шаг». Всего программными мероприятиями охвачено 74 ребенка-инвалида с которыми проведено 592 занятия, включающие в себя ипповенцию и верховую езду.

Все дети, посещающие Группу, включены в проект «Особый День Рождения», который предусматривает празднование Дня рождения в кафе, с привлечением волонтеров местной общественной организации «Синяя птица» и участием ростовых кукол. Было организовано 14 праздничных мероприятий ко Дню именинника, с вручением подарков и сладких угощений.

Согласно оценке эффективности реабилитационного воздействия   у 51% посещающих группу детей, отмечается стойкая положительная динамика в развитии навыков самообслуживания, стабилизации поведенческих реакций, у  29% увеличились показатели объёма и концентрации внимания, у 32% наблюдается положительная динамика в развитии оперативной памяти, у 16%  не говорящих детей наблюдается тенденция к овладению символьной коммуникацией,  у 28% повысилась речевая активность.

Анализ отзывов и результатов проведенных опросов показал, что   81% родителей считают, что системная организация пребывания  детей-инвалидов в дневном стационаре позволяет им устроить  свою профессиональную занятость и самозанятость, улучшился психологический климат в семьях, повысилось качество жизни этих семей в целом.

В соответствии с направлением № 8 Комплекса мер «Организация деятельности службы поддерживающей помощи («Передышка», «Социальная няня», «Няня на час», другое) пунктом 8.2. — внедрение технологии «Передышка» (создание реабилитационной среды для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и обеспечение «передышки» для их родителей)» разработана и внедрена технология «Передышка». Целью деятельности  технологии «Передышка» является повышение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, предоставление родителям (законным представителям) возможности для восстановления сил, улучшения уровня благополучия семьи.

Подготовительные мероприятия к внедрению Технологии, заключались в информировании населения и проведении предварительного мониторинга нуждаемости населения в данной услуге (выявлены 21% нуждающихся от общего числа опрошенных города и района).

1 октября 2020 года была открыта группа «Передышка» на 4 койко- места, где создана реабилитационная среда для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: установлены многофункциональные кровати, оснащенные механизмами для позиционирования детей; при ежедневном уходе за детьми используются умывальники, прикроватные столики, противопролежневые матрацы, специальный  подъемник для перемещения. Технология позволяет временно (от нескольких часов до полного реабилитационного курса 21 день) передать ребенка в руки квалифицированным специалистам государственного учреждения и тем самым помочь семьям с детьми-инвалидами. Таким образом, в течение года предоставится возможность оказать помощь почти 40 семьям, которые нуждаются в подобного рода услуге.

Группа  предусматривает совместную реабилитационную деятельность воспитателя, психолога, среднего и младшего медицинского персонала, в связи с чем, организованы обучающие семинарские занятия  по программе «Забота с уважением». Целевая группа обучающихся по данной программе включает  родителей детей-инвалидов (32 человека), сотрудников  учреждения – педагогический, средний и младший медицинский персонал (27 человек). Данная программа призвана повысить уровень теоретических знаний и практической подготовки в вопросах развивающего ухода за детьми с ТМНР.

В рамках реализации  технологии «Передышка» разработаны и внедрены в деятельность следующие  программы:

—  психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР);

— программа сенсомоторного (двигательного) развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, средствами лечебной физкультуры и массажа.

С открытия группы услугой воспользовались две семьи. (1 ребенок –  пребывание 1 неделя, 1 ребенок – 2 дня)

Разработанная технология «Передышка» позволила близким родственникам детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития решить неотложные вопросы, а детям получить развивающий уход и квалифицированную помощь.

В соответствии с направлением № 15 Комплекса мер «Поддержка деятельности клубов родительской взаимопомощи» пунктом 15.3. реализация технологии «ВМЕСТЕ!» (клуб родительской взаимопомощи) на отделения дневного пребывания ГСУСО «ДДИУОД» разработана и внедрена технология «Вместе». Технология является одной из форм организации сообщества родителей детей-инвалидов (детей с ОВЗ), объединяющей их общими интересами в вопросах развития детей-инвалидов (детей с ОВЗ), побуждающей к общению друг с другом, к сотрудничеству со специалистами Отделения дневного (кратковременного) пребывания Учреждения. Клуб «Вместе» призван обеспечивать взаимодействие между участниками, предполагающее взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей-инвалидов (детей с ОВЗ), способствующее углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений родителей детей-инвалидов (детей с ОВЗ).

Деятельность клуба регламентирована разработанными локальными актами и учетно-отчетной документацией:  Положение, тематический годовой план работы Клуба, журнал учёта посещений заседаний Клуба, сценарные планы проведения заседаний Клуба, списки членов-участников и актива Клуба, годовые аналитические отчеты о  работе Клуба, фото-видеоматериалы с проведённых мероприятий.

Клуб функционирует с апреля 2019 года в соответствии с годовым планом работы. Работа проводится в форме круглых столов, семинаров, психологических тренингов, открытых родительских презентаций по вопросам семейного воспитания ребенка с нарушениями развития, мастер-классов (по запросу родителей), коллективных творческих работ и др. Все мероприятия Клуба проходят на базе консультативного пункта дневного отделения.

В Клубе состоят 26 участников, актив составляет 5 человек, один из которых является председателем. Три специалиста учреждения курируют деятельность Клуба. Члены Клуба являются  постоянными участниками акций, конкурсов, фестивалей   проводимых  при поддержке местной общественной организации поддержки детей-инвалидов «Синяя птица».

С целью активного взаимодействия родителей созданы группа  в социальной сети «Одноклассники», чат в мессенджере «Viber», определена символика объединения.

В 2019 году в рамках проведения Дня защиты детей участниками  Клуба была изготовлена ростовая кукла «Кот Леопольд», как символ дружественного  отношения к особым детям.

18 родителей совместно с детьми   были активными  участниками фестиваля «Петровские самоцветы», «Равнение на Победу», конкурсов социальных учреждений посвященных Году театра, где занимали  призовые места. 21 семья приняла участие в городских шествиях и праздниках: День защиты детей, День города; специалистами дома-интерната и активом Клуба организованы и проведены  праздники для детей и родителей (Новый год, День матери);

Проведены  2 цикла (по 10) психологических тренингов для родителей по направлениям «Профилактика и коррекция эмоционального выгорания», «Повышение самооценки», в которых приняли участие 17 семей. Проведено 19 мастер-классов для родителей,  общий охват участников 17 семей.

Специалисты по социальной работе учреждения  проконсультировали всех родителей о правилах исполнения мероприятий и внесении изменений в  ИПРА, уточнили информацию о выплатах и пособиях, льготах, которые положены семьям с детьми инвалидами, всего проведено 6 групповых консультаций.

Со  второго квартала 2020 года, в связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой формат общения участников Клуба и специалистов учреждения был изменен. Работа Клуба проходила в дистанционном формате, посредством общения в мессенджере «Viber», в социальной сети «ОК», «VK». Было организовано 2 тренинговых занятия на повышение самооценки – «Самооценка — основное благо» и 3 тренинговых занятия на повышение стрессоустойчивости «Береги себя», родители посредством переписки в личных сообщениях взаимодействовали с педагогом-психологом учреждения, обсуждали и выполняли предложенные задания. Организованы онлайн–консультации по вопросам саморазвития родителей, воспитания и развития детей–инвалидов. На базе консультативного пункта для родителей (участников Клуба) организовывались индивидуальные консультации с педагогом-психологом, логопедом, воспитателем. Данными мероприятиями были охвачены все участники Клуба, групповыми консультациями воспользовались 260 родителей, индивидуальные предоставлены по запросу 18 родителям, общее количество оказанных услуг  за отчетный период составило 678 услуг.

В рамках празднования 75-летия Великой Победы 5 семей совместно с детьми приняли участие в краевом онлайн — конкурсе «Сохраняя память в сердцах» в  Номинация «Великой Победе — 75лет»,  были отмечены грамотами и памятными подарками. Одна из активных родительниц приняла участие в онлайн- конкурсе «Сделано мамой, сделано в Забайкалье».

Анализ проведенного анкетирования участников клуба «Вместе»  показал, что у 89% проявляется потребность в общении друг с другом, у 64%  потребность в активном участии в общественных мероприятиях, 94% отметили  результативность взаимодействия с учреждением в содействии личностному росту, повышению социальной активности и  компетентности в вопросах развития детей. Результаты анкетирования и отзывы родителей подтверждают эффективность внедрения технологии в учреждении и успешность организации сообщества родителей детей-инвалидов.

Таким образом, реализация всех мероприятий  Комплекса мер позволила значительно расширить границы применяемых средств и методов коррекционно-развивающего воздействия. Апробированные технологии и новые формы работы являются уникальными на территории г. Петровска-Забайкальского и Петровск-Забайкальского района. Их внедрение и реализация позволили вывести на более высокий уровень систему  комплексной помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ. Эффективность  проведенных мероприятий Комплекса мер отражена в повышении качества и доступности социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, повышении  уровня реабилитационной и абилитационной компетентности родителей (законных представителей), а также в снижении степени социальной исключенности таких семей.

 

Ссылки на публикации в средствах массовой информации о реализуемых мероприятиях Комплекса мер:

  1. Крестьянская газета «Земля», выпуск № 23 от 04.06.2019 г. статья «Праздник детства» https://www.zemlya-chita.com/?num=451&it=9096
  2. Группа «Клуб Вместе» https://www.zemlya-chita.com/?num=451&it=9096
  3. Газета «Аргументы и факты» Забайкалье, выпуск № 50 , 2020 г. https://chita.aif.ru/society/osobennye_deti_nuzhdayutsya_v_osoboy_zabote_i_podderzhke
  4. Официальный сайт учреждения «О реализации комплекса мер по активной поддержке родителей детей-инвалидов для сохранения семейной среды развития и воспитания детей на 2019-2020 годы» http://petrovzab-ddi.zabguso.ru/
  5. Официальный сайт учреждения «Итоги реализации Комплекса мер по активной поддержке родителей детей-инвалидов для сохранения семейной среды развития и воспитания детей на 2019-2020 годы» http://petrovzab-ddi.zabguso.ru/