Методическое объединение специалистов социальной сферы
30 апреля 2019 года на базе ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом–интернат для умственно-отсталых детей» Забайкальского края состоялось очередное методическое объединение западного куста социальных учреждений. Тема – «Влияние профессионального роста специалистов социальной сферы на качество оказываемых услуг клиентам»
Участниками мероприятия стали: специалисты ГСУСО «Петровск-Забайкальский Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Единство», ГУСО «Бадинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Искра», ГАУСО «Петровск-Забайкальский комплексный центр социального обслуживания населения «Ветеран», ГУСО «Красночикойский комплексный центр социального обслуживания населения «Черёмушки» Забайкальского края.
«Нюхательные баночки»
Любая информация поступает к человеку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. В реальном мире разные предметы обладают разными свойствами. Запахи влияют на физическое состояние и душу каждого человека. Они могут оказывать возбуждающее действие, а могут и успокаивать. По запаху человек может определить, какое время суток, или какое время года настало. Всем известно, что запахи из детства запоминаются нами на всю оставшуюся жизнь. Но, это для ребенка, который развивается в семье.
Мы же, работая с детьми с особенностями в развитии, пришли к выводу, что одной из основных проблем сенсорного воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии является проблема развития обоняния, осязания, познания чувства вкуса. Обоняние играет роль настройщика в вегетативной нервной системе, оказывая влияние на пороги различных органов чувств. Вот почему так важно научить наших детей разбираться в обонятельных ощущениях. Наши воспитанники имеют обеднённый запас обонятельных представлений, слабо дифференцируют запахи, не осознают возможностей анализаторных функций органа обоняния. Для формирования данного навыка я использую методику Марии Монтессори – игра «Нюхательные баночки», которая направлена на развитие обоняния. Игра предназначена для детей от 3 лет. В оригинале предлагается использовать 4 стеклянные баночки с белой и 4 баночки с черной крышкой. Каждые две баночки заполняются одинаковым содержимым. Далее баночки разделяются на 2 группы и размещаются в разных помещениях. Вначале ребенку предлагается понюхать баночку, потом найти этот запах — при этом развивается обонятельная память. Для игры используются запахи: ванилина, мяты, цукатов лимона, апельсина, какао, чая, лаврового листа, корицы, чеснока. Когда дети осваивают данные запахи можно применять в работе эфирные масла.
В своей работе, направленной на развитие обоняния у детей с тяжелыми множественными нарушениями команда специалистов определила две основные задачи: развитие осведомленности о различных запахах и умение различать простые запахи.
Обучение детей различению запахов я провожу поэтапно: сначала знакомлю с характерными запахами окружающих их предметов, обозначение словом, затем сравнение разных запахов, и закрепление их различения в процессе игр, упражнений. Знакомство с запахами провожу во время режимных моментов, узнавать знакомый запах, выделять его среди других запахов. Знакомя ребенка с тем или иным запахом, сначала определяю, какой это запах – приятный для них или неприятный, знакомый или неизвестный.
Обоняние, несмотря на незначительный процент воспринимаемой информации, извне, дает широкие, эмоционально насыщенные возможности для совершенствования и коррекции психофизического развития детей с ТМНР и позволяет использование для усиления мотивации во время познавательной деятельности. Необходимо отметить, что развитие данного навыка процесс длительный и кропотливый, так как дети не имеют опыта в связи с особенностями развития, но проводимая работа показывает, что данная методика даёт результат. Я учу каждого ребенка, как надо правильно, осторожно нюхать, запоминать запах. Для ознакомления беру вначале 1-2 запаха (запах зубной пасты и ванилина). Закрепление навыка принюхиваться к запахам происходит во время гигиенических процедур и приема пищи. Двое воспитанников из группы научились различать эти запахи. Для дальнейшего развития данного навыка необходимо набраться терпения и что немало важно, проводить занятия в системе.
Инновационная технология в реабилитации- группа кратковременного дневного пребывания для детей-инвалидов
Особой социальной группой, которая требует постоянной и разнообразной заботы и поддержки со стороны государства, являются дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. По данным органов социальной защиты населения Забайкальского края дети-инвалиды составляют более 2,3 % от общего числа детского населения края. За последние годы отмечена тенденция к увеличению числа детей-инвалидов. Причём наиболее многочисленную группу составляют дети с ограниченными способностями: двигаться (35,6%),адекватно вести себя (33,8 %), общаться с окружающими (19,4%), владеть телом (3,1 %).Отмечено ,что самый высокий процент инвалидности наблюдается среди мальчиков от 10 до 14 лет.
Семья, имеющая ребёнка-инвалида, находится в сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость психологической, педагогической поддержки семьи.
Внедрение инновационной технологии «Содействие социальной адаптации детей с отклонениями в развитии в условиях группы дневного пребывания при ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края» направлено на решение этой проблемы.
В рамках данного мероприятия при ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края открыта группа кратковременного дневного пребывания для детей с отклонениями в развитии, с целью оказания систематической психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии, их воспитания, обучения и консультативно-методической поддержки родителей.
Специалисты детского дома-интерната для умственно отсталых детей (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель группы кратковременного пребывания) создают благоприятные условия для формирования личности и всестороннего развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Работа с детьми-инвалидами в группе кратковременного пребывания в большинстве случаев носит комплексный, комбинированный характер, что позволяет перераспределить и уплотнить коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Педагоги работают с детьми индивидуально, малыми подгруппами (2-3 ребенка одной возрастной группы со сходной структурой отклонения в развитии) и группами. Право выбора формы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенностей детей, целей, которые ставит специалист, а также стадии обучения. Каждые 20-30 минут происходит смена видов деятельности, а между занятиями проводятся минуты отдыха и психологической разгрузки: физкультурные паузы, разные виды специальной гимнастики, релаксационные упражнения и специальные виды деятельности, направленные на снятие психического и физического напряжения.
При поступлении в группу кратковременного пребывания проводится комплексная диагностика детей, по результатам которой составляются перспективные планы коррекционно-образовательной работы на каждого ребенка.
Ежедневно каждый ребенок посещает от двух до трех занятий в зависимости от возраста, работоспособности и тяжести нарушений.
Одним из важнейших компонентов эффективной работы группы кратковременного пребывания является тесное взаимодействие всех специа-листов группы, которые совместно проводят диагностические обследования, отбирают содержание коррекционно-образовательной работы, согласовывают планы работы.
По истечении года нахождения ребенка-инвалида в группе кратковременного пребывания проводится итоговая диагностика уровня развития ребенка и определяется динамика его развития.
Неоспоримым преимуществом группы кратковременного пребывания является включение родителей в коррекционно-педагогический процесс. Обучение родителей доступным им методам оказания помощи детям в условиях семьи является частью технологического процесса группы кратковременного пребывания. В одних случаях родители приглашаются на занятия, чтобы снизить нервно-психическое напряжение ребенка, в других — специалист взаимодействовует с ребенком через родителей.
Кроме прямого привлечения родителей к проведению занятий, применяются и другие методы их специального просвещения. Специалисты обсуждают с родителями результаты занятий, разъясняют причины затруднений у детей при выполнении тех или иных заданий. Систематически проводятся специально организованные консультации и практические занятия для родителей, на которых специалисты рассказывают о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, знакомят их с особенностями познавательной деятельности у детей при отклоняющемся развитии, рекомендуют игры и упражнения для лучшего усвоения того или иного материала.
Основными принципами организации работы группы кратковременного пребывания являются вариативность форм организации педагогического процесса и интегрированное сочетание различных видов деятельности, выбор приоритета того или иного специалиста в работе с каждым конкретным ребенком, создание условий, при которых ребенок может усваивать и активно применять знания и умения. А индивидуальная длительная работа с ребенком даёт возможность более точно дифференцировать нарушения и позволяет рекомендовать родителям наиболее адекватный состоянию ребенка образовательный маршрут.
На сегодняшний день,по результатам промежуточной и итоговой диагностик, за период функционирования группы дневного пребывания выявлено, что у всех детей снизилась тревожность на 35-40%, снизилась агрессивность на 15%,стабилизировалась эмоциональная сфера в целом на 25%, повысилась самооценка на 15-20%. У родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания и развития детей с ограниченными возможностями в среднем на 45-50%. Оказана психологическая помощь по снятию стресса, коррекции эмоционально-волевой сферы — 95% родителей. Все родители прошли обучение приемам саморегуляции психического состояния, проведены тренинги-релаксации, занятия с использованием инструментов техники медитации.
Педагогическая реабилитация детей проходит по направлениям:
- формирование и развитие навыков общения через игровую деятельность и организацию досуговых мероприятий;
- коррекционно-развивающие занятия с использованием методов и приёмов арттерапии (игровой терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, водотерапии, пескотерапии, куклотерапии и т.д.), логоритмики, телесно-ориентированной терапии;
- обучение умениям и навыкам самообслуживания, поведения в общественных местах.
Непрерывный подход в педагогической реабилитации обеспечивается за счёт присутствия на занятиях родителей ребёнка, которые обучаются вместе с ним способам взаимодействия, нетрадиционным способам изобразительного искусства, умению овладения навыками игры, получают наглядные рекомендации по формированию и закреплению упражнений по развитию крупной и мелкой моторики, по работе над зрительным и слуховым восприятием, по работе над вниманием, над зрительно-моторным соотнесением, учатся правильной работе по освоению и закреплению сенсорных эталонов, осваивают вместе с ребёнком начальные этапы графического навыка.
Логопедическая помощь осуществляется по направлениям :
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и мимики;
- коррекция звукопроизношения и просодики;
- коррекция звуко-слоговой структуры слова;
- развитие речевого внимания и фонематического слуха;
- развитие связной речи.
На сегодняшний день, анализируя результаты итогового мониторинга всех детей, необходимо отметить, что общая и мелкая моторика стала более развитой на 30%, речевое внимание и фонематический слух улучшились на 35%-40%, 20-25% детей стали использовать в речи простую фразу, а 10% детей стали пользоваться развёрнутой фразой.
Таким образом, группа кратковременного дневного пребывания — эффективная среда для комплексной реабилитации детей-инвалидов, в которой семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем социально-педагогической, социально-психологической реабилитации своего ребёнка.